ХРИСТИАНСКИЙ САЙТ: Бодо Фолькманн. "НАУКА, ЭТИКА И ВЕРА СЕГОДНЯ"

Бодо Фолькманн:  "Наука, этика и  вера сегодня" Часть I Часть II Часть III Молитва Публицистика

Часть I

НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА:
противоречат ли они друг другу?

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Существует широко распространенное мнение, что вера и наука противоречат друг другу. Многие люди заявляют, что вы можете быть либо образованным человеком, который серьёзно относится к результатам научных исследований, либо можете веровать в Бога, быть христианином, но нельзя относится к обеим категориям людей одновременно.

Достаточно удивительно, но я обнаружил, что подобное понимание встречается не только среди атеистов, но и среди верующих. Действительно, многие образованные люди отвергают веру, считая ее ненаучной, и поэтому избегают всякого контакта с ней. С другой стороны, некоторые христиане боятся, что если они сами или их дети, посещая школу или даже университет, столкнуться с научными открытиями, то это окажет губительное воздействие на их веру. Поэтому они выступают против подобного образования. Некоторые даже думают, что наука исходит от сатаны, и поэтому каждый христианин должен отвергнуть науку.

Возникает вопрос: действительно ли существует такое противоречие? Перед тем, как отвечать на этот вопрос, мы должны определить, что такое научное мышление. Многие люди рассматривают сферу науки как объединенную систему. Они представляют себе научное мышление и его результаты, образно говоря, как большую книгу, в которой все главы написаны согласно методике. Человеку нужно только подольше исследовать эту книгу, и тогда где-то там он найдет объективный, научный, универсальный, ценный, хорошо сформулированный ответ на любой вопрос, который только можно задать; и если не сегодня, то когда-нибудь в будущем, продолжая исследования, рано или поздно человеческий разум достигнет успеха в решении любой проблемы.

Известный немецкий философ и физик Карл Фридрих фон Вайцзекер, брат бывшего президента ФРГ, проанализировал этот “разумный” подход и пришел к выводу, что таким образом представлена форма “религиозной” веры в науку, которую он назвал “саентизм” (от английского “science” - “наука”). С точки зрения современной теории науки, нужно отвергнуть любой подобный саентизм. Более того, такая позиция игнорирует культурную историю последних 350 лет, от времен Декарта и Ньютона, до нашего времени.

Действительно, вместо наличия одной объединенной системы науки, которая означает систематический поиск истины, теперь у нас сложилась такая ситуация, когда знание разделилось на множество отдельных дисциплин и дело не только в грандиозном объеме научной информации, который постоянно увеличивается с возрастающей скоростью, что и привело к потере бывшего единства. Основная причина кроется в том факте, что все отдельные отрасли науки сформировали столько различий в своей структуре, что сегодня уже невозможно снова все их объединить.

Характеристики каждой научной дисциплины

Существуют три характеристики любой научной дисциплины, которые выделяют ее среди всех остальных научных дисциплин. Эти характеристики таковы: 1) предмет, 2) методология, и 3) понятие истины.

Что касается предмета науки, то один из положительных признаков прогресса в двадцатом столетии состоит в том, что большинство научных дисциплин постарались более точно определить свой предмет. В наше время, в отличие от прошлого, ученые согласны уважать границы своего предмета. В девятнадцатом веке и в начале двадцатого имел место факт, что идеологические заявления делались в рамках естествознания или физические заявления в контексте спекулятивной философии, как, например, это делал Гегель, известный философ девятнадцатого века.

Предмет

1. Современная наука признает, что предметом естествознания является только природа, что означает общность всех феноменов, которые можно наблюдать при помощи измерительных приборов. Все заявления выходящие за пределы этих рамок, к счастью, исчезли из учебников по таким отраслям науки, как физика, астрономия и биология. В прошлом такие книги иногда использовались с целью идеологических (или религиозных) заявлений, которые не были, да и не могли быть доказаны данной научной дисциплиной.

2. Предмет математики определен еще более скромно, чем предмет естественных наук. По сути, математика занимается только системой аксиом, то есть простых правил, избраны как основа теории, а также логическими выводами, которые можно извлечь из этих аксиом, иногда на основании длинных аргументированных доказательств, которые включают тысячи логических шагов. Поэтому математик не может основывать свои аргументы на экспериментальном наблюдении, как это делает физик, или философ на философских убеждениях. Ему позволено использовать только такие термины и символы, которые формируют точное, недвусмысленное определение.

3. Предметом исторической науки являются события из жизни человечества, о которых существует прямое или косвенное историческое свидетельство. В прошлом некоторые исследователи пытались двигаться за пределами этих рамок, например, развивая теорию истории и формулируя определенные “законы”, по которым, как они заявляли, всегда развивается история. Но такие теории всегда опровергались объективными открытиями. Да и очевидно, что история слишком сложна, чтобы сузить ее к любой такой теории. Также и в этой сфере идеологи в прошлом иногда называли некоторые убеждения научными, хотя на самом деле они не соответствовали истине, создавались в результате сообщения событий, которые происходили только в некоторых особых случаях. Одна из трагедий нашего столетия состоит в том, что миллионы человеческих жизней были принесены в жертву подобным идеологиям, основанным на ложных теориях по поводу будущего курса истории. Что касается теории Гитлера, то на ее опровержение ушло только двенадцать лет, тогда как на опровержение теории Маркса и Ленина ушло немного больше времени.

Точно так же мы могли бы продолжить и описать каждую современную научную дисциплину при помощи ее предмета. Что является предметом стоматологии, уголовного права, экономики, науки о связи и так далее? Как я уже старался объяснить, каждая дисциплина должна ограничить свои утверждения рамками своих конкретных определенных предметов.

Методология

Как я уже заметил ранее, второй характеристикой научной дисциплины является ее методология. Очевидно, что в поиске научной истины любой предмет должен быть исследован при помощи методов, которые соответствуют этому предмету. Таким образом, методология физики основана на измерительном наблюдении при помощи повторяемых экспериментов.

В математике же методология состоит в извлечении логических выводов, а не экспериментальном наблюдении. Например, как вы все помните из уроков геометрии, тот факт, что сумма трех углов любого треугольника равна 180 градусам, невозможно доказать при помощи измерения большого количества треугольников, независимо от того, сколько треугольников мы измерим. Вместо этого, правильное доказательство этой теоремы извлекает свое утверждение известным образом из аксиом евклидовой геометрии плоскости.

Историк не имеет права использовать методы математика или физика. Если он хочет изучать исторические революции, он не может выводить свои заключения из исторических аксиом, равно как он не имеет лаборатории, где он мог бы провести несколько тысяч исторических революций, чтобы измерить их характеристики. Очевидно, что метод историка состоит из поиска исторических документов и извлечения из них определенных выводов.

Опять же, мы можем продолжить описывать все существующие научные дисциплины в свете их методологии. Любой студент университета, при условии, что его преподаватели являются хорошими педагогами, на протяжении первого года обучения познакомится с объектом и методологией избранной им отрасли, чтобы научиться отличать их от объектов и методологии других отраслей и понять особую природу своей дисциплины, чтобы на более поздней стадии уметь применять эти методы, возможно, для получения новых результатов в своих собственных исследованиях.

Понятие Истины

Наиболее важной характеристикой любой научной отрасли является третья, которая состоит в понятии истины. В любой дисциплине истиной является то, что находится в области предмета науки и установлено при помощи соответствующей методологии. В физике утверждение является истинным, если оно подтверждается достаточно большим количеством измерительных экспериментов. В математике теорема является истинной, если она была выведена из аксиом данной математической теории (евклидова геометрия, групповая теория, теория вероятности и так далее) правильной цепью логических шагов. В истории утверждение является истинным, если оно подтверждено надежными документами.

Опять же, если необходимо, мы можем провести много времени, описывая одно за другим понятия истины в каждой из существующих научных дисциплин: понятие истины в электронной технологии, понятие истины в социологии, в лингвистике, в медицине и так далее. Грубо говоря, в наше время существует столько же различных понятий истины, сколько существует различных академических дисциплин.

Каждый должен это знать, чтобы уберечь себя от наивного использования термина научной истины. Никто не должен просто принимать заявления других людей типа “наука доказала тот или этот факт”, пока не произойдет уточнение, какая дисциплина занималась изучением вопроса, так чтобы можно было определить методологию и понятие истины. Это в свою очередь окажет сильное влияние на сферу и значимость каждого конкретного утверждения.

Вера

Наша тема рассматривает вопрос, совместимы ли научное мышление и христианская вера. Поэтому очевидно, что после обсуждения понятия истины, нам также нужно исследовать, что вера обозначает в этом контексте. Мне кажется, что здесь неправильное понимание встречается даже более часто, чем в случае с понятием истины. Ясно, что христианская вера основана на том, что делал и провозглашал Иисус Христос. Поэтому мы должны вернуться к основному историческому источнику, то есть к Библии, чтобы найти соответствующую информацию, как поступил бы исследователь в отношении других проблем. Поэтому нас не волнует вопрос, какое понимание сущности веры развилось в течение курса сложной истории церкви на протяжении периода почти 2000 лет.

Если вы спросите кого-нибудь в западной Европе, является ли он христианином, ответ может быть следующим: “Я не осмелюсь назвать себя христианином, но я предпринимаю нравственные усилия, чтобы стать таковым”. Такие люди приравнивают веру к нравственному усовершенствованию. Это нравственное заблуждение в отношении веры.

Другие могут сказать: “Я являюсь христианином, так как я все больше и больше изучаю учение христианства и нахожу его очень интересным”. Это интеллектуальное заблуждение в отношении веры.

Третьи могут сказать: “Меня крестили, и мое имя находится в списках членов такой-то церкви или христианской общины”. Это учрежденческое заблуждение в отношении веры.

Почему все три утверждения являются ложными? Необходимо признать, что истинная христианская вера имеет определенное отношение к этике и нравственности, к учению и наставлению, а также к членству в церкви. Но Иисус Христос ясно сказал, что нравственные усилия не являются тем путем, которым человек может достичь Бога. Равно как и мы не можем стать христианами просто на основании изучения соответствующих доктрин, точно так же, как вы не можете стать женатым мужчиной или замужней женщиной благодаря изучению книг о браке. Подобным же образом, крещение или членство в церкви, какими бы важными они ни были, не могут восполнить у человека недостаток настоящей веры в Иисуса Христа.

Весть, которую Иисус Христос принес человечеству, относилась к чему-то совсем другому. Он пришел для того, чтобы помочь тем, кто страдает под бременем своей разбитой жизни, личной вины и чувства бессмысленности существования, если только у них есть стремление к Богу и желание попросить у Него такую помощь и спасение. Иисус Христос, в частности, пришел помочь тем, кто разочаровался в различных религиях и идеологиях, тем, кто понимает, что эти идеологии не могли помочь ответить на важнейшие вопросы в жизни. Иисус не пришел к тем, кто считает себя блестящими людьми в нравственном, интеллектуальном или религиозном отношении, потому что такие люди думают, что они не нуждаются ни в каком спасении. Иисус сказал, что врач может помочь только тому, кто признает себя больным.

В чем же состоит суть помощи, которую принес Иисус Христос? Что является ядром вести христианства? Простыми словами это означает следующее: человек не способен своими собственными усилиями найти смысл жизни. Даже если у человека есть сильное стремление к Богу, он не сможет достичь Его своими силами, равно как и любыми нравственными, интеллектуальными или религиозными средствами. Потому, что Бог является бесконечно более совершенным, чем человек, а также потому, что собственная вина человека разделяет его и Бога.

Но сам Бог устранил это разделение, послав Иисуса Христа в этот мир. Иисус Христос добровольно умер вместо человека за грехи человека, Сам будучи невиновен. Таким образом, Он взял на Себя наказание, которое все мы заслужили. А после Своей смерти Он воскрес, став Первым, кто получил жизнь воскресения, которую Он пообещал всем верующим. Замечательно, что в русском календаре в каждой неделе один день называется воскресением, чтобы напомнить нам о воскресении Иисуса Христа, самом важном событии в истории человечества. Следовательно, вера в Иисуса Христа означает просто принять Его лично и сознательно новым центром своей жизни и благодарить Бога за Его смерть и Воскресение, через которые мы получаем прощение наших грехов. Только тогда мы можем начать новую жизнь. Эта встреча с Иисусом Христом также ведет нас к новой внутренней этической основе, дает нам способность любить людей, которых мы, возможно, ненавидели раньше, залечить все раны и преодолеть прошлые ссоры. Позвольте мне повторить: человек не может ничего сделать, чтобы получить спасение, но Христос сделал все необходимое для спасения человека.

Итак, мы становимся христианами не на основании каких-либо наших действий или благодаря нашей жертве, которую мы могли бы принести, но через желание принять жертву Иисуса Христа и смирить нашу жизнь под руководство Божье. Я убежден, что это решение является самым важным решением, которое мы только способны принять на протяжении всей нашей жизни. Каждый человек, который принимает это решение, вскоре почувствует изменения, которые совершит в нем Бог. В жизни такого человека появится новое измерение, которое повлияет на его мысли, волю, чувства и поступки. Его сознание изменится так радикально, как не сможет изменить никакая идеология или нравственная система.

В этой связи Библия говорит о новом человеке, что действительно, только Бог делает нас новыми личностями, тогда как Карл Маркс и другие тщетно ожидали прихода нового человека, который, как они думали, появится в результате изменения структуры общества.

Позвольте мне повториться: вера означает личное принятие того, что сделал Бог через Иисуса Христа и чему есть исторические свидетельства. Вера означает, что человек, обращаясь к Богу в молитве, просит прощение за свое безбожное прошлое. Вера означает, что человек, обратившийся к Богу, получает новую жизнь и новое, радикально измененное сознание и, следовательно, становится новым человеком в библейском смысле этого слова.

Вера означает, что человек после этого нового начала позволяет Богу определять направление движения его жизни. Наивысшая цель такого человека состоит в том, чтобы активно служить Богу в мире и обществе.

Совместимы ли наука и вера?

После того, как мы постарались прояснить понятия научного мышления и христианской веры, давайте вернемся к вопросу, совместимы ли они. Ответ полностью является утвердительным, без единого ограничения. Ведь Бог дал человеку эти две способности – способность мыслить и способность верить. Следовательно, никогда не может появиться противоречие между истиной научного мышления, если только оно будет придерживаться ограничений, обусловленных предметом, методологией и понятием истины соответствующей научной дисциплины в каждом конкретном случае, и Совершенной Истиной, которую мы познаем в Иисусе Христе.

Каждый раз, когда в прошлом возникали конфликты между наукой и верой, они были вызваны тем, что люди противозаконно пересекали границы между двумя сферами. Эта ошибка совершалась в обоих направлениях.

Существует ли Бог?

Например, схоластические средневековые философы старались доказать существование Бога философскими методами. Эти попытки были обречены на неудачу, так как Бог не является понятием философии или какой либо другой области науки, и, следовательно, Его существование не может быть доказано методами этой науки. Но в настоящее время, еще больше чем в прошлом, человек, изучивший теорию науки, признает, что в жизни есть очень много важных утверждений, которые не могут быть доказаны научно. Например, муж понимает, что его жена любит его, но он не может доказать этот факт научно.

Кроме того, в средние века христианские церкви давали “богословский” ответ на вопрос о количестве планет, вместо того, чтобы признать, что эта задача стоит перед астрономией, а не перед богословием. Но в настоящее время, к счастью, не только представители науки становятся более скромными, но также и представители христианской веры. Следовательно, в настоящее время между ними возможен осмысленный диалог, и такой диалог действительно имеет место довольно часто. И все же остались еще некоторые либеральные богословы, особенно в западной Европе, которые не понимают того развития в сфере естественных наук, которое привело ученых к такой скромности. Иногда они стараются защитить христианскую веру от определенных научных претензий, которые на самом деле больше не звучат из уст современных ученых.

Недавние попытки научно опровергнуть существование Бога оказались такими же бесплодными, как и предшествовавшие им средневековые попытки доказать существование Бога. Например, после космического полета Юрия Гагарина в некоторых газетах можно было прочесть, что он не видел Бога в космическом пространстве и что это является точным опровержением существования Бога. Этот аргумент основывается на предубеждении, что христиане верили, что у Бога есть материальное тело, тогда как Библия ясно говорит, что Бог есть духовная, а не физическая реальность и что к Нему нужно подходить духовно, а не физически. Другими словами, в этом случае атеистическая пропаганда “опровергла” ту идею о Боге, которой христиане никогда не придерживались.

Возможны ли чудеса?

Еще один древний спор по поводу чудес. Некоторые из них, такие как Воскресение Христа, о котором мы уже говорили ранее, являются основополагающими для веры, и о них говорится в апостольском символе веры, которого придерживаются все христианские церкви. Вплоть до девятнадцатого столетия чудеса понимались как нарушения природных законов, и, следовательно, их рассматривали как нечто невозможное. Эта позиция основывалась на так называемом детерминистском мировоззрении классической физики. Мир рассматривался как гигантская машина, которая однажды была включена, и которая с тех пор работает автоматически, на основании установленных, неизменных законов природы. Все события в природе рассматривались как предопределенные (детерминированные) строгой причинно-следственной связью (принцип причины и следствия). На основании такого взгляда настоящее состояние вселенной определяет с абсолютной необходимостью любое будущее состояние. Поэтому, как думали ученые, чудеса невозможны.

В настоящее же время детерминистское мировоззрение классической физики было опровергнуто результатами исследований, проведенных в двадцатом веке. Со времен открытий Планка, Эйнштейна, Хайзенберка и Шредингера в физике общеизвестно, что не существует строгой причинно-следственной связи в поведении атомов и, следовательно, в макроскопических природных явлениях. Природные законы, ранее считавшиеся абсолютными, теперь должны истолковываться как статистические утверждения в отношении вероятности определенных явлений. Это новое понимание, конечно же, не ведет к какому-либо “доказательству” чудес в Библии, но теперь они рассматриваются как не противоречащие научному мышлению.

Вечна ли материя?

Еще один предмет бывших конфликтов был связан с началом и концом космоса во времени и, следовательно, с вопросом, существует ли материя вечно, как верили философы-материалисты. В прошлом многие ученые-естествоведы считали, что Вселенная и вся содержащаяся в ней материя существует вечно. Они рассматривали время во Вселенной, как прямую линию в математике, которая движется в бесконечность в обоих направлениях, то есть в направлении прошлого и в направлении будущего. Но современные физики нашли серьезные причины, чтобы предположить начало и конец существования Вселенной. Осознание этого сделает современных образованных людей более открытыми к тому, что Библия говорит на своих первых страницах – о Боге как о Творце этого мира и на своих последних страницах, о Боге как о будущем Завершителе настоящей Вселенной. Конечно же, в этой связи было бы неправильным истолковывать глубокие духовные истины Библии механическим, компьютерным образом или как если бы они были современным описанием научных экспериментов. Подобное истолкование внесло бы в текст Библии то, что не было первоначально в нем написано, что, в свою очередь, составляло бы одну из тех незаконных форм нарушения границ, о которых мы говорили раньше.

С этим подходом, взяв во внимание развитие физики в двадцатом веке, мы подошли к той счастливой ситуации, когда естественные науки не представляют ни одного доказанного факта, который бы противоречил христианской вере в Бога как Творца.

Достаточно ли места для Рая?

В прошлом людям сложно было поверить в Рай, как в место в пространстве. Они думали о Вселенной как о трехмерном евклидовом пространстве, следуя самой элементарной геометрической модели, которая им была известна, полагая, что вне этой модели нет пространства. Сегодня известно, что астрономическое пространство является не евклидовым, но изгибающимся и что оно имеет не безграничный, но ограниченный объем (который увеличивается по мере течения времени). Следовательно, нет ни одной причины предполагать, что обычное астрофизическое пространство, с которым мы обычно имеем дело, является единственным существующим пространством.

Любой человек, имеющий математическое образование, если у него на самом деле появятся геометрические трудности в связи с христианской верой в Небо, сможет найти некоторые ответы в современной дифференциальной геометрии, которая может предложить ему больше возможных высокомерных моделей пространства для Вселенной и Неба, чем он, наверное, захочет знать. Может быть, Юрий Гагарин не знал этого, когда тщетно не тем методом искал не того бога, не в том пространстве, а идеологическая агитация извлекла из этого опыта неправильный вывод, заявляя, что истинный Бог не существует.

Таким образом, мы можем продолжить и рассмотреть один за другим все аргументы, которые в прошлом были выставлены против христианской веры во имя научного мышления. И каждый раз будет ясно, что эти аргументы основывались либо на неправильном понимании христианского учения, либо на ложном, теперь уже устаревшем понимании сферы и предмета естественных наук. Нужно еще добавить, что понятие так называемого научного атеизма является противоречащим в самом себе, так как любое заявление в отношении существования или небытия Бога затрагивает реальность, которая находится за пределами объекта, методологии и понятия истины любой науки. Следовательно, по самой их лингвистической форме такие заявления никогда не могут быть научными. Это означает, что даже богословие как научная дисциплина, которое имеет отношение к Богу, возможно только тогда, когда Его существование уже является предпосылкой методологии, так как мы уже указывали ранее, что существование Бога не может быть доказано или опровергнуто научным образом.

Заключение

Мы увидели, что научное мышление и христианская вера полностью совместимы, если только обе стороны являются предельно честными и находятся в своих собственных сферах. Конечно же, это не означает, что все современные ученые автоматически придут к личной вере в Иисуса Христа, хотя мы и знаем много примеров тому. Ведь решение о вере в Него, в конечном итоге, зависит от воли человека, особенно после того, как мы увидели несостоятельность всех предыдущих интеллектуальных контраргументов. Дело в том, что вера интересуется не теорией, а реальностью, которая придает смысл всей нашей жизни. Человек только тогда согласится сделать такой шаг, когда он почувствует и признает, что в его жизни все еще присутствует пустота, что у него еще нет ощущения полноты и ясной цели.

Если мы посвящаем себя Иисусу Христу, это всегда включает в себя риск при первом шаге. Но если мы обращаемся к Нему с намерением найти Его, если мы, возможно, в первый раз по-настоящему, искренне молимся, то за этим шагом последует опыт, и мы получим уверенность, которая была неизвестной нам раньше. Живой Бог, который превосходит все научное мышление, к Которому у нас, возможно, было только отдаленное стремление, теперь подходит к нам очень близко и изменяет нашу сущность изнутри. Он дает нам новое сознание. Тогда мы получаем уверенность в той всеобъемлющей истине, которая простирается далеко за пределы фактической правды любой научной дисциплины, ограниченной в самой себе своим предметом и методологией. Но так как Бог является источником и того, и другого, то они никогда не будут противоречить друг другу.


СОДЕРЖАНИЕ далее

 

Ссылки по теме:


Бодо Фолькманн:  "Наука, этика и  вера сегодня" Часть I Часть II Часть III Молитва Публицистика